о компании
   о продукции
   наши цены
   доставка
   строительный каталог
   контакты
 
   заказать
 
   статьи
 




Деревянная вагонка Классификация Специалисты классифицируют деревянную вагонку по нескольким параметрам: по породе дерева, сорту древесины, по видам профиля и размерам панелей. Классификация изделий по породе дерева: • вагонка, изготовленная из лиственных пород деревьев (осина, липа и др.); • вагонка, изготовленная их хвойных пород деревьев (сосна, ель, лиственница, кедр и т. д.). Такая вагонка может применяться для отделки любых помещений, за исключением бань и саун. Классификация вагонки по сорту древесины предполагает разделение на четыре класса: «Экстра» (или 0), «А», «В» и «С». В изделиях класса «Экстра» не должно быть сердцевины и каких-либо пороков по всей длине изделия на его лицевой стороне и кромках. В изделиях класса «А» не должно быть сердцевины, но на 1,5 м длины изделия допускаются: • один живой сучок по лицевой пласти или кромке; • не более 2-х несквозных трещин шириной не более 1 мм и длиной не более 50 мм; • не более 2-х смоляных кармашков шириной не более 3 мм и длиной не более 50 мм. В изделиях класса «В» на 1,5 метра длины изделия допускаются: • не более 2-х здоровых сучков с трещинами от усушки диаметром до 20 мм; • не более 2-х любых невыпадающих сучков диаметром до 20 мм; • не более 2-х несквозных трещин шириной не более 1 мм и длиной не более 50 мм; • не более 2-х смоляных кармашков шириной не более 3 мм и длиной не более 50 мм; • одно пятно контрастирующей окраски площадью 15 см2; • механические повреждения на лицевой пласти диаметром до 3-х мм. В изделиях класса «С» на 1,5 метра длины изделия допускаются: • не более 2-х здоровых сучков с трещинами от усушки диаметром до 25 мм; • не более 2-х любых невыпадающих сучков диаметром до 25 мм; • несквозные трещины не более 5% длины изделия • не более 2-х смоляных кармашков шириной не более 5 мм и длиной не более 50 мм • одно пятно контрастирующей окраски площадью 15 см; • механические повреждения на лицевой пласти диаметром до 6 мм; • отдельные пятна синевы и полосы не более 5% площади изделия. По видам профиля вагонка классифицируется на обычную вагонку и «евровагонку». Как рассказали специалисты, основное отличие евровагонки от обычной вагонки состоит в качестве обработки древесины и разнообразии профиля. Заготовка под вагонку изготавливается в соответствии с отечественными ГОСТами (8486-86 для двойных пород древесины и 2695-83 — для лиственных), а евровагонка должна отвечать более жестким требованиям евростандарта Т1 (С 18), Т2 (С 24), DIN 68126, регламентирующих параметры сортности древесины, влажности л геометрии изделий. По словам экспертов, для производства евровагонки используется только высокопрофессиональное деревообрабатывающее оборудование, обеспечивающее высокое качество получаемых изделий, например — станки фирмы «Michael Weinig». Обычная вагонка несколько отличается от евровагонки и по размерам. Так, по ГОСТу размеры облицовочных панелей должны находиться в следующем диапазоне: толщина— от 12 до 25 мм; ширина—до 150 мм; длина — до 6 м. Стандартные размеры евровагонки таковы: толщина—13,16,19 мм; ширина — 80,100,110 и 120 мм; длина от 50 см до 6 метров. Кстати, следует заметить, что согласно стандартам, вагонка толщиной от 18,5 до 22,5 мм используется для наружной обшивки зданий (при этом желательно не забыть обработать поверхность вагонки защитным составом, например «Pino-tex»), а толщиной от 12,5 до 14-16 мм — для внутренней обшивки помещений. Еще одно отличие этих двух видов деревянных обшивочных панелей состоит в наличии на тыльной стороне евровагонки вентиляционных канавок, которые служат воздуховодами, способствуют выводу образовавшегося конденсата, а также снимают «разрядку» древесины. Сегодня на рынке представлена евровагонка с различным профилем: «стандарт», «софтлайн», «ландхау», «блокхауз», «американка». В настоящее время наибольшим спросом пользуются профили «стандарт» и «софтлайн». Однако, специалисты отмечают, что с каждым годом все более популярными становятся и профиль «блокхауз», или как его еще называют «обманка». Эти декоративные облицовочные доски, имитируют оцилиндрованный брус и используются для обшивки как внутренних, так и наружных поверхностей. Тенденции В данный момент отмечается практически повсеместное повышение потребительского спроса на натуральные отделочные материалы, к которым относятся и деревянные отделочные панели, зачастую именуемые «вагонкой». Как утверждает большинство опрошенных производителей и рыночных операторов, за последние несколько лет спрос на деревянную вагонку увеличился примерно на 50%. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому повышение потребительского спроса обусловило не только рост объемов производства на уже работающих предприятиях, но и послужило толчком к появлению новых производителей деревянного погонажа. Как рассказали эксперты, сегодня только на столичном рынке работает порядка 200 так называемых «сезонных» (или, как их еще называют, «гаражных») производителей вагонки. Эти компании работают крайне нестабильно, «без склада» — то есть выпускают небольшие партии продукции по мере необходимости. Одна из тенденций описываемого рынка — ежегодное увеличение числа сезонных производителей чуть ли не вдвое. По оценкам специалистов, в 1999-2000 годах на столичном рынке работало порядка пятидесяти «сезонников», а в прошлом году, как говорилось выше, их количество достигло двух сотен. Эксперты утверждают, что примерно половина общего объема вагонки, реализованной в 2002 году, была изготовлена именно «гаражными» производителями. Многие операторы обеспокоены подобной тенденцией, ведь большинство «сезонников» работает по принципу «хватай деньги и беги», мешая формированию цивилизованного рынка, демпингуя и абсолютно не заботясь о качестве выпускаемой ими продукции. Объем и структура рынка По оценкам специалистов, в 2002 году объем рынка деревянной вагонки составил примерно 22-25 тыс. м3 (1500 тыс. мг). В денежном выражении — около $8,8-9,2 млн. На украинском рынке вагонки работают порядка 150 крупных производителей, способных выпускать до 1 тыс. мг вагонки в день, около 300 средних производителей, располагающие мощностями по производству порядка 200 м2 вагонки в день и не поддающееся учету количество мелких производителей, выпускающих не более 50 м2 облицовочных панелей. По наблюдениям трейдеров, в структуре продаж деревянных отделочных панелей преобладает обычная вагонка, на ее долю приходится порядка 60% общей реализации изделий. На долю евровагонки приходится примерно 30-35%, а «блокхауз» и другие профили занимают порядка 5-8% общего количества реализуемой вагонки. Отечественное производство и импорт Как рассказали специалисты, сегодня приблизительно 80% реализуемой вагонки (в физическом выражении) изготавливается из отечественного сырья. И только 15-20% продукции производится из импортного леса (в основном — российского) либо ввозится. Отечественная продукция — это, пока еще в основном, ординарная вагонка из хвойных или твердо-лиственных пород дерева. Импортируемая продукция — это, как правило, высококачественная вагонка из экзотических в наших широтах пород древесины — ангарской сосны, бересты и др. Некоторые украинские деревообрабатывающие предприятия закупают в России высококачественный пиломатериал — северные сорта лиственных и хвойных пород древесины с целью их дальнейшей обработки уже на территории Украины. Большинство отечественных производителей погонажа в целом и вагонки в частности, не утруждают себя регистрацией каких-либо торговых марок и брэндов. Многие из них не заботятся даже об упаковке продукции. Хотя, по отзывам покупателей, такое положение вещей их вполне устраивает: ведь покупая вагонку без упаковки, можно выбрать именно те планки, которые тебе по вкусу, в то время как упакованный товар значительно ограничивает свободу выбора. Однако производители вагонки, постоянно работающие на рынке обязательно сертифицируют свою продукцию. Российская вагонка, ввозимая в Украину, как правило, упакована в прозрачную полиэтиленовую пленку, на которой обозначены наименование и реквизиты фирмы-производителя. Потребители Основная категория потребителей деревянной вагонки — частные лица. Именно они, по словам трейдеров, покупают около 60-70% произведенного товара (в физическом выражении). Оставшиеся 30-40% выкупают у производителей различные организации с целью дальнейшей перепродажи (например, небольшие строительные бригады, рыночные торговцы и т. д.). Цены Цена на вагонку зависит от многих параметров: породы и сортности древесины, толщины исходной доски, качества сушки материала, оборудования, используемого в процессе изготовления погонажа и длины вагонки. Специалисты выделяют на рынке продукцию трех основных ценовых категорий: высокую, среднюю и низкую. Высокая — $ 10/м2 и выше. К продукции этой ценовой категории относят высококачественную вагонку, изготовленную из высокосортного хвойного сырья, либо из мягколиственных пород древесины (например, липы), обработанную по евростандарту. Средняя — $ 7-10/м2. Вагонка средней ценовой категории — это, как правило, изделия из твердолиственных пород древесины, сортность которой не должна быть меньше «В», либо хвойный погонаж высшего сорта. Низкая — $3-7/м2. В эту категорию входит ординарная продукция, изготовленная из хвойных пород древесины. К этой же ценовой категории относится и «ерошенная» вагонка, которая с каждым сезоном становится все более популярной у потребителей. Сезонность На рынке деревянных отделочных панелей специалисты отмечают выраженные сезонные колебания спроса. В принципе, сезонность продаж облицовочных панелей связана с сезонными колебаниями, присущими строительному рынку в целом. Так, начиная с конца ноября, объем продаж вагонки начинает снижаться и в январе-феврале практически сходит «на нет». С марта потребительская активность начинает постепенно повышаться, а самым удачным периодом, сточки зрения реализации, рыночные операторы считают начало лета и первую половину осени. Именно в эти месяцы спрос на деревянную вагонку достигает максимума. Наиболее «прибыльными» месяцами торговцы вагонкой называют май и октябрь. Однако сезонность продаж вагонки обусловлена тенденциями, присущими не только строительному рынку, но и рынку пиломатериалов. Так, на «древесном» рынке существует два вида леса — зимней и летней вырубки. Как рассказали специалисты, пиломатериалы, изготовленные из зимнего леса, считаются лучше, чем летние. Зимой сокодвижения в древесине нет, а это значит, что естественная влажность зимнего леса меньше, чем летнего и работать с таким лесом проще и строителям и деревообработчикам. На «глазок» отличить зимний лес от летнего непрофессионалу практически невозможно. Однако сориентироваться, какой перед вами лес можно по календарю. Так, летний лес зимой практически не продается. Как правило, продукция, изготовленная из зимнего леса, реализуется до июня. В июле на рынке можно встретить как зимний, так и летний лес. А с июля-августа в продаже находятся, как правило, изделия из летнего леса. Методы стимулирования сбыта Столичные производители вагонки в один голос говорят о том, что цена на продукцию достигла своего минимума — если цены еще снизить, то производство станет нерентабельным. Поэтому, можно ожидать, что в ближайшем будущем повсеместно будут использоваться методы неценовой конкуренции (повышение качества, оказание дополнительных услуг, введение) системы скидок и т. д.). Но это — в будущем. А сегодня к различным методам стимулирования сбыта прибегают только крупные производители вагонки. Мелкие производители и рыночные операторы не используют практически никаких инструментов маркетинга. Крупные трейдеры и компании-производители при продвижении своего товара на рынке уделяют внимание прямой рекламе — размещают прайсстроки специализированных и рекламных изданиях (например, «Рынок строительный», «Бизнес Прайслисты» «СтройПрайс» и т. д.). Некоторые производители размешают блочную рекламу в бесплатно распространяемых общегородских («РиО», «Київ на долонях») районных еженедельных газетах. Производителей вагонки можно встретить и на отраслевых выставках. Например, на недавно про шедшей выставке свою продукцию представлял не только столичные (ЧП Медловский и др.), но и ре тональные производители («Промарсенал» (г. Краматорск) и др.). Крупные производители зачастую используют различные системы скидок — на оптовые и крупнооптовые партии товара, скидки постоянным клиентам и т. Неплохим методом стимулирования сбыта считается и аренда участка помещения в строительном или скобяном магазине. На небольшой площади вполне может поместиться полный ассортимент погонажа выпускаемого компанией. Небольшие производители и трейдеры, в основном, оказывают потребителям дополнительные услуги необременительные в материальном плане: помогают рассчитать количество вагонки, необходимо для отделки помещения; могут посоветовать квалифицированных мастеров, способных быстро и качественно «обшить» помещение. Многие операторы рынка предлагают своим клиентам транспортные услуги — пока, правда, за дополнительную плату. Прогнозы По мнению специалистов, спрос на натуральную вагонку, в наступающем строительном сезоне, увеличится примерно на 20-25%. Ожидается, что потребительские предпочтения сместятся в сторону более качественной (а, значит, и более дорогой) продукции. Свои надежды производители связывают с постепенно растущим благосостоянием нации и непреходящей модой на натуральные отделочные материалы. Ожидается, что в этом году еще более обострится конкурентная борьба между рыночными операторами, но на существующие цены это существенного влияния не окажет. Основные методы конкурентной борьбы сведутся к неценовым методам — производители будут уделять больше внимания улучшению качества продукции, введут в практику оказание дополнительных услуг и т. д. Как считают специалисты, в этом году сохранится существующая структура рынка—около 20% продукции будет либо импортироваться, либо производиться из «соседского» сырья. Пластиковая вагонка Классификация Специалисты классифицирую пластиковые отделочные панели (вагонку), по следующим параметрам: • происхождению (отечественная и импортная); • дизайну (белая и цветная); • сфере использования (внутренняя и наружная); • весу (облегченная и тяжелая). Ситуация на рынке Несмотря на довольно динамичное развитие, украинский рынок отделочных ПВХ-панелей только начинает формироваться и приобретать цивилизованный вид. Как считают специалисты, слова, наиболее подходящие для описания состояния отечественного рынка пластиковой вагонки — «хаос» и «неопределенность». Даже эксперты не в состоянии назвать более-менее точные цифры объемов производства и потребления продукции. Так, некоторые операторы оценивают общий объем рынка ПВХ-вагонки примерно в 8,3-9,2 млн. мг в год, а по мнению иных специалистов, объем рынка составляет порядка 10-12 млн. м2 в год. Несмотря на то что практически никто не смог более-менее точно назвать объем рынка ПВХ-панелей, многие игроки отмечают рост объемов продаж. Так, по данным крупных операторов, спрос на пластиковые панели в минувшем году вырос примерно на 10-15% по сравнению с 2001 годом. Как рассказали специалисты, на развитие украинского рынка пластиковой вагонки наибольшее влияние оказывают два фактора: колебания мировых цен на сырье и курс гривны по отношению к евро. Сегодняшние тенденции роста цен на ПВХ-сырье и курса евро вызвали удорожание иностранных панелей, что, в свою очередь, привело к снижению спроса (а значит, и объемов импорта) на «чужеземную» продукцию. Отечественные производители не замедлили воспользоваться сложившейся ситуацией и заняли освободившуюся рыночную нишу. По мнению экспертов, сегодня доля пластиковой вагонки, произведенной на территории Украины составляет примерно 80-85% общего объема рынка (в физическом выражении), а на долю импортной продукции приходится не более 15-20%. (Для сравнения: по данным операторов, в 2001 году соотношение отечественная продукция/импорт составляло пропорцию 50:50). Таким образом, основной тенденцией развития украинского рынка ПВХ-панелей специалисты считают неуклонное вытеснение импорта продукцией отечественного производства. Объясняется такая тенденция довольно просто — цена пластиковых панелей, произведенных в Украине примерно на 15% ниже, чем на импортную продукцию. Импорт Как отмечалось выше, объемы импортируемой вагонки снижаются. Однако, специалисты считают, что полностью вытеснить импорт украинской продукции, скорее всего, не удастся. Дело в том, что отечественные производители пока способны предложить рынку довольно ограниченный ассортимент пластиковых панелей, который в большинстве случаев ограничивается белыми узкими панелями. Импортная вагонка отличается широким ассортиментом и разнообразной цветовой гаммой. Несмотря на то что решающим фактором, влияющим на принятие решения о покупке, для большинства потребителей до сих пор остается цена (чем меньше — тем лучше), торговцы утверждают, что и на дорогую продукцию существует покупатель, главное — дождаться его. Следует отметить, что основная масса пластиковой вагонки импортируется в Украину из Бельгии. По данным специалистов, в общей структуре импорта на долю бельгийской вагонки приходится порядка 50% (в физическом выражении). Однако в Украине успешно продаются ПВХ-панели, произведенные в Греции, Франции, Польши, Турции, Израиля и других странах. На отечественном рынке наиболее заметна пластиковая вагонка, выпускаемая под следующими торговыми марками: Balmoplast, Deceuninck, Plastivan, Rolvaplast, Venta (Бельгия), Ekstraplast (Греция) и др. Отечественное производство По данным специалистов, на украинском рынке работает около 20 производителей пластиковых панелей. Среди них можно отметить: СП «Вента-Украина» (г. Днепропетровск), 000 «Экопласт» (г. Ривне), 000 «Предприятие Пластикс-С» (г. Ривно), 000 «Opro-Украина» (г. Харьков), 000 «Альфа-Пак» (г. Одесса), ЗАО «Строитель» (г. Севастополь), 000 «Марвей» (г. Мариуполь), 000 «Завод «Надія» (Харьковская обл.), 000 «Будмайстер» (Херсонская обл.), НПФ «Пластмодерн» (Киевская обл.) и др. Следует отметить, что большинство отечественных производителей ПВХ-панелей не утруждают себя ни созданием торговых марок выпускаемой продукции, ни маркировкой своих изделий. Такое положение вещей не совсем устраивает трейдеров, вынужденных самостоятельно маркировать реализуемую ими продукцию, но изменить ситуацию не в их власти. Кстати, импортная продукция поступает в Украину под зарегистрированными торговыми марками, должным образом упакованная и промаркированная (наименование производителя, точный адрес и контактный телефон). На рынке пластиковых панелей удалось «обнаружить» только две отечественные торговые марки, под которыми выпускается ПВХ-ва-гонка: «Venta™», «Экопласт™» и «Марвей™». Операторы Количество операторов на украинском рынке пластиковой вагонки — величина довольно непостоянная. Многие небольшие компании работают один-два года, после чего, либо уходят с рынка, либо основной акцент в продажах делают на другие товарные группы. Некоторые компании довольно давно и успешно работают на описываемом рынке. Среди них можно отметить: «Укрэкстрапласт», «Стимекс», «ХДМ», «Гран Плюс» и др. Потребители В розничной сети основными потребителями пластиковой вагонки выступают: • частные лица; • небольшие строительные бригады; • корпоративные заказчики, приобретающие вагонку для собственных нужд; По данным розничных операторов рынка, частные лица потребляют приблизительно 40-50% реализуемой продукции. На долю небольших строительных бригад приходится около 20% сбыта, а корпоративные заказчики приобретают порядка 30-40% продаваемой вагонки. Среди потребителей пластиковых панелей непосредственно у импортера или продавца можно выделить следующие группы: • фирмы, приобретающие продукцию с целью дальнейшей перепродажи; • строительные компании; • частные лица. Следует отметить, что структура продаж здесь несколько иная: на долю частных лиц приходится порядка 10-15% реализуемой продукции, строительные компании приобретают приблизительно 30-40% реализации, а основную массу товара (порядка 50-60%) «забирают» розничные торговцы. Конкуренция Как отмечают специалисты, на рынке ПВХ-вагонки ведется довольно серьезная конкурентная борьба, как между производителями, так и между трейдерами. Как отмечают специалисты, сегодня на выбор большинства потребителей основное влияние оказывает ценовой фактор, а не качественные характеристики пластиковой вагонки. Таким образом, высокая конкуренция, вкупе с низкой покупательской способностью населения, послужила стимулом к изысканию производителями различных способов удешевления себестоимости продукции. Как рассказали специалисты, себестоимость готовой продукции на 70-80% состоит из стоимости сырья, поэтому наиболее эффективным способом «экономии» оказалось снижение веса пластиковых панелей. Так, если 5-6 лет назад средний вес пластиковых панелей превышал 2 кг/м2, то сегодня 1 мг подавляющего большинства вагонки весит примерно 1,15-1,8 кг. Эксперты отмечают, что в последнее время на украинском рынке ПВХ-вагонки появилось довольно большое количество мелких производителей, выпускающих пластиковые панели небольшими партиями по низким ценам. Это вынуждает крупных производителей снижать цену и на свою продукцию. Цены За время, прошедшее с первых поставок пластиковых панелей на отечественный рынок, цены на ПВХ-вагонку снизились почти в четыре раза. Так, в 1994-1995 годах 1 м2 пластиковой вагонки стоил порядка $10-11, в 1999-2000 годах цена на этот товар составляла приблизительно $7,5-8, а сегодня 1 м2 пластиковых отделочных панелей можно приобрести и за $3-3,5. По словам специалистов, на рынке ПВХ-вагонки представлена продукция трех основных ценовых категорий: высокой, средней и низкой. К товарам высокой ценовой категории относится высококачественная импортная продукция (белая или цветная), пригодная для использования как внутри, так и снаружи помещений. Диапазон цен — 23-40 грн./м2. В среднюю ценовую категорию входит вагонка отечественного производства, пригодная для наружных и внутренних работ. Диапазон цен — 18-21 грн./м2. К продукции низкой ценовой категории специалисты относят облегченные пластиковые облицовочные панели, которые можно использовать для облицовки стен внутри помещения и потолков. Диапазон цен — 11-16 грн./мг. Сбыт По оценкам операторов, на рынке ПВХ-панелей отсутствует налаженная схема продвижения товара от производителя к конечному потребителю. Сегодня на отечественном рынке нет четко выраженного крупнооптового звена. У любого крупного рыночного оператора и даже производителя, вполне возможно приобрести мизерную партию (вплоть до 10-15 м2) вагонки практически по той же цене, по которой крупный оператор закупает оптовые партии товара. Кстати, некоторые крупные трейдеры считают, что именно нежелание большинства отечественных производителей формировать сбытовые сети служит основным «стопором» цивилизованного развития отечественного рынка ПВХ-панелей. Однако, в последнее время все большее количество производителей начинает понимать, что долговременный успех придет к тем компаниям, которые сумеют сформировать собственные каналы сбыта, либо наладить устойчивые связи с существующими крупными торговыми сетями. Трейдеры, занимающиеся реализацией пластиковых панелей подходят к организации сбыта более продуманно, чем производители. Многие крупные торговцы используют разнообразные системы скидок, начиная от сезонных и заканчивая накопительными. Так, например, некоторые торгующие компании ввели в обращение дисконтные карточки, предъявители которых могут получить скидку, независимо от объема приобретаемой продукции. Как рассказали представители трейдера, такое нововведение существенно повысило количество реализуемой продукции, так как карточки, не являясь именными, зачастую переходят «из рук в руки», увеличивая число клиентов компании. Реклама Большинство операторов, работающих на рынке ПВХ-вагонки, предпочитает использовать строчную рекламу в рекламной и специализированной прессе. Открывая «Бизнес Прайс-листы», «СтройПрайс», «РиО» и т. д. можно найти немало предложений о продаже пластиковых панелей. Некоторые, наиболее «продвинутые» компании запускают рекламу в Интернет, создают собственные сайты, на которых, как правило, помимо информации о компании, размещен и бланк заказа продукции. Трейдеров и производителей пластиковой вагонки можно встретить и на различных отраслевых выставках. Как считают операторы, наружная реклама (как и реклама на транспорте) эффективностью не отличается, поэтому практически не используется. Прогноз Развитие рынка ПВХ-вагонки зависит от многих факторов и спрогнозировать его дальнейшее развитие довольно сложно. Однако, большинство специалистов считает, что в этом году объем реализации останется на уровне прошлогодних показателей. Учитывая рост мировых цен на ПВХ, можно спрогнозировать увеличение цен на продукцию, а если принять во внимание рост курса евро, то можно сделать предположение о дальнейшем сокращении импорта пластиковой вагонки. Как считают специалисты, основные тенденции, наметившиеся на отечественном рынке в прошлом году, получат дальнейшее развитие. Многие выразили уверенность, что в ближайшем будущем украинские производители существенно расширят ассортимент выпускаемой продукции. Формула расчета количества вагонки для облицовки поверхности Q вагонки = P/L1-S/(L1*H1) 1. Q вагонки — количество вагонки (ед. изм.—шт.); 2. Р — периметр помещения; 3. L1 — рабочая ширина вагонки; 4. S — площадь дверей и окон; 5. Н1 — высота стен. При данном расчете следует учитывать, что высота вагонки должна быть не меньше высоты стен. Пример расчета количества вагонки, необходимого для комнаты размером 4 x 4: Размер окон = 1 x 1 м Размер двери = 2 x 1 м Высота стен = 3 м Рабочая ширина вагонки 88 мм Периметр составляет = 16 м Общая площадь окон и двери = 4 мг Подставляем значения в формулу: Q = 16/0.088 - 4/(0.088 x 3) = 167 шт. В данном случае потребуется 167 шт. вагонки, длиной 3 м.



на главную   написать письмо

Спонсоры проекта:


На правах рекламы:
Реклама от РА СТД: